На главную - Шигир - Древности шигирской кладовой
Поделиться:
29.08.2022
29.08.2022

Древности шигирской кладовой

Шигирская коллекция – одна из самых известных археологических коллекций России – включает собрание уникальных древних изделий из органических материалов (дерева, кости, рога), сохраняющихся крайне редко, только при определённых температурно-влажностных условиях (в торфяниках, пещерах, вечной мерзлоте). На большей части территории Евразии такие предметы не найдены до сих пор. Создание коллекции – случай исключительный. Она была собрана рабочими золотых приисков в конце XIX – начале XX вв. на Шигирском торфянике в окрестностях современного г. Кировграда Свердловской области.


В древности на этом месте существовала озёрная система, состоящая из трёх озёр, соединённых речными протоками. Предметы были найдены в торфе, в лежащих ниже озёрных отложениях (сапропелях) и под ними в песке, что говорит о проживании людей на берегах этих озёр в течение многих тысячелетий.


Шигирские находки – первые торфяниковые древности, открытые в России. Они были восприняты как особое, уникальное явление и вызвали большой интерес. На торфянике в разное время побывали многие исследователи, в том числе известный русский учёный Дмитрий Николаевич Анучин, археологи Михаил Викторович Малахов и Владимир Яковлевич Толмачёв, французский этнограф барон Жозеф де Бай, финский археолог Арне Тальгрен. Собрания шигирских находок хранятся в музеях Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, Хельсинки, Парижа. Однако, большая часть шигирских древностей осталась в Екатеринбурге и составила знаменитую Шигирскую коллекцию музея Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), наследником которого является Свердловский областной краеведческий музей имени Онисима Егоровича Клера.


Первые 40 предметов, положившие начало Шигирской коллекции музея УОЛЕ, были подарены в 1888 г. владельцем территории почётным членом общества графом Алексеем Александровичем Стенбок-Фермором, который в дальнейшем неоднократно передавал музею шигирские находки. В конце XIX - начале XX вв. Шигирская коллекция регулярно пополняется за счёт пожертвований частных лиц. Особо крупные поступления приходятся на 1908 и 1911 гг., когда большое количество костяных изделий было приобретено на средства, пожертвованные действительным членом УОЛЕ промышленником Алексеем Анфиногеновичем Железновым, а также передано из личной коллекции учёного секретаря общества Онисима Егоровича Клера. В 1980-х гг. исследования памятников Шигирского торфяника после многолетнего перерыва возобновились. Последние пополнения коллекции относятся уже к настоящему времени.


Коллекция насчитывает около 3 тысяч экспонатов. В ней представлено охотничье вооружение – костяные и каменные наконечники стрел, копий, дротиков, костяные кинжалы и ножи, лезвия которых были набраны из тонких кремнёвых пластин, деревянный лук; орудия рыболовства – костяные наконечники острог и гарпунов, рыболовные крючки из кости и меди, костяные пешни для долбления лунок во льду, поплавки для сетей из дерева, сосновой коры и бересты, каменные и глиняные сетевые грузила, деревянные остроги и вёсла; предметы быта – деревянная и глиняная посуда, костяные, каменные и медные ножи, костяные шилья и игла, использовавшиеся для шитья одежды из шкур животных; орудия деревообработки – каменные шлифованные топоры и тёсла, небольшое тесло, сделанное из рога, медные кельты – втульчатые топоры-тёсла, надевавшиеся на изогнутую деревянную рукоять, железные топоры; предметы, связанные с древней металлургией – каменные литейные формы для отливки из меди орудий и небольшого идола, а также многое другое. Есть вещи-«загадки», назначение которых не ясно специалистам и по сей день.


Наиболее ранний комплекс предметов коллекции датируется средним каменным веком – мезолитом (11,5 – 9 тыс. лет назад). Выделяются изделия, которые можно отнести к новому каменному веку – неолиту (8 – 6 тыс. лет назад), медно-каменному веку – энеолиту (5 тыс. лет назад), бронзовому веку (4 тыс. лет назад), раннему железному веку и средневековью. Однако, определить точный возраст многих предметов коллекции до сих пор не имеющих аналогов пока не представляется возможным.


Значительная часть предметов Шигирской коллекции связана с духовной культурой древнего населения. На торфянике были найдены скульптурные изображения.


Интересным образцом древней культовой скульптуры является деревянное изображение головы идола высотой около 20 сантиметров, обнаруженное на Язевском прииске. Следы обработки поверхности предмета металлическим инструментом позволяют отнести его к эпохе металла, возможно, к раннему железному веку.


Важное место в уральской мифологии занимают водоплавающие птицы. С ними связаны мифы о сотворении мира, где водоплавающая птица создаёт сушу из ила, поднятого со дна первичного океана. Кроме того, водоплавающие птицы являются связующим звеном между Верхним, Средним и Нижним мирами, гонцом благодаря которому можно передать известие или просьбу из одного мира в другой. Возможно, этим объясняется выполнение острий культовых костяных наконечников стрел в виде головок водоплавающих птиц. Два наконечника происходят из Шигирского торфяника, третий – найден в 2000 году на Южном Урале в пещере Сикияз-Тамак I. Головы птиц показаны силуэтно, без деталей, однако хорошо видно, что это разные птицы. На одном наконечнике из Шигирской коллекции изображена утка или гусь, на другом – наиболее вероятно лебедь или гагара, на наконечнике из пещеры представлен крохаль – птицы, имеющей характерный выступ-загиб на конце клюва. Такие наконечники известны только на Урале.


Изображения водоплавающих птиц присутствуют и на других предметах Шигирской коллекции. Череда плывущих птиц выполнена оттисками гребенчатого штампа и резными линиями на глиняных сосудах бронзового века коптяковской культуры. Деревянная ложка изготовлена в виде скульптурного изображения «плывущей уточки». У птицы показаны глаза и надклювье, характерной для утки формы. Подобные изделия с Горбуновского торфяника датируются 5-4 тыс. лет назад. В 1990 году при раскопках на дне Шигирского озера было найден роговой предмет коленчатой формы с изображением головы крохаля. Возможно, он был частью какого-то составного изделия.


Одним из древнейших культов народов лесной зоны Северной Евразии является культ лося – главного объекта охоты, основы существования первобытного населения. Лось был одним из основных тотемных животных. Образ лося, точнее лосихи, связывали с промысловым изобилием. По представлениям угорских народов лось – светлый небесный зверь Верхнего мира. В Шигирской кладовой представлены два скульптурных изображения лося. В виде головы лося оформлена рукоять деревянной ложки с прорезями. Изображение выполнено очень тщательно. Показаны детали – глаза, ноздри, пасть, отвислая нижняя губа, кожный вырост – «серьга» – признак лося-самца. Навершие жезла в форме лосиной головы сделано из рога. У зверя характерная удлинённая горбоносая морда с отвислой нижней губой, пасть обозначена желобком, ноздри – плоскими углублениями, глаза в виде плоских бугорков оконтурены кольцевыми желобками. Отсутствие «серьги» говорит о том, что это изображение лосихи.


Особое место в мировоззрении лесных охотников занимал хозяин леса – медведь – олицетворение силы. Наиболее яркое проявление медвежьего культа у сибирских народов нашло своё выражение в позднее время в медвежьем празднике. Образ медведя неоднозначен. С одной стороны, подчёркивалось его небесное происхождение, но, в тоже время, ему были присущи черты существа из Нижнего мира. В Шигирской коллекции представлены деревянная скульптура головы медведя, костяной кинжал и деревянная рукоять (весла?), увенчанные стилизованными изображениями медвежьей головы, амулеты из медвежьих клыков.


Уникально роговое навершие жезла в виде головы фантастического хищного зверя, найденное на Старом Шигирском прииске. Зверю присущи черты волка. Он показан с оскаленной пастью, видны язык и зубы, глаза переданы округлыми бугорками, на носу в фас изображены широко раздувшиеся ноздри. Треугольные складки на морде рычащего волка и вздыбившаяся на носу шерсть переданы гравированными линиями и рядом ромбических нарезок. Жезл – предмет особый, он мог быть атрибутом шамана или вождя. Не случайно зверь оскалившийся, угрожающий. Будучи изображением тотема-покровителя, он мог обеспечивать защиту целому коллективу людей. Навершие насаживалось на деревянную рукоять, для этого в его широкой части сделано отверстие. Радиоуглеродное датирование показало, что возраст изделия 11,2 – 11,1 тыс. лет.


Значительной серией представлены предметы охотничьего вооружения – костяные наконечники стрел и кинжалы – покрытые гравированным геометрическим орнаментом. Гравированные изображения и композиции на предметах вооружения во многом перекликаются с орнаментальными композициями Большого Шигирского идола. Очевидно, что этот орнамент имел определённый смысл. По данным этнографии прямая горизонтальная линия могла обозначать землю, сушу или горизонт – границу между землей и небом, водой и небом, границу между мирами; зигзаг и волна – водную стихию или змею, которая была символом подземного мира; ромб, квадрат или круг символизировали небесный огонь – солнце. Комбинации простых элементов составляли более сложные знаки, с помощью которых древний человек выражал свои представления о мире. Смысл большинства изображений не поддается уверенной расшифровке, однако, на некоторых орудиях исследователи склонны видеть символы воды, змеи, линии жизни или схематическое изображение ловчих охотничьих сооружений.


Самый известный экспонат коллекции – Большой Шигирский идол – найден 24 января (5 февраля) 1890 г., на Втором Курьинском прииске под торфом на глубине четыре метра. По распоряжению графа Алексея Александровича Стенбок-Фермора скульптура была передана в дар музею УОЛЕ. Идол сделан из расколотого вдоль при помощи клиньев ствола лиственницы, ещё в древности он распался на части. Первая его реконструкция выполнена в конце XIX века хранителем музея Дмитрием Ивановичем Лобановым. Для этого он использовал часть фрагментов скульптуры, соединив их достаточно произвольно, в результате чего получилась фигура высотой 2,8 м с приставленными руками и скрещёнными ногами. 


В 1914 г. археолог Владимир Яковлевич Толмачёв, обратив внимание на отсутствие связи между фрагментами скульптуры, выполнил научную реконструкцию идола. По реконструкции Толмачёва Большой Шигирский идол представлял собой фигуру высотой 5,3 метра с объёмной скульптурной головой, туловом в виде доски и объёмным основанием, затёсанным на конус. Позднее нижняя половина тулова идола длиной 195 см по неизвестным причинам была утрачена. Сейчас высота скульптуры составляет около 3,4 метра. Об утерянной её части мы можем судить по рисунку Толмачёва.


Необычная находка привлекала к себе внимание. Исследователи неоднократно пытались визуально датировать Большого Шигирского идола, относя его к разным периодам от неолита до раннего железного века. В 1997 г. в лаборатории Института истории материальной культуры Российской академии наук в Санкт–Петербурге и в лаборатории Геологического института Российской академии наук в Москве были проведены независимые экспертизы по радиоуглеродному определению возраста древесины скульптуры, полученные даты дали интервал 9,8 – 9,5 тыс. лет. Следовательно, идол был изготовлен в эпоху мезолита – среднего каменного века и является древнейшей деревянной культовой скульптурой в мире.


Однако, несмотря на полученные результаты, возраст идола оставался предметом дискуссий. Выдвигалось предположение, что скульптура была изготовлена из ствола, пролежавшего в торфянике несколько тысяч лет, и, следовательно, её возраст может быть значительно моложе.


В 2014 г. было осуществлено комплексное научное исследование уникального экспоната. Датирование идола по отдельным годовым кольцам дерева методом ускорительной масс-спектрометрии удревнило его возраст до 11,6 – 11 тыс. лет. Изучение скульптуры под микроскопом подтвердило, что она была сделана из свежесрубленного дерева, и позволило установить набор инструментов, которыми идол был изготовлен. Поверхность его отёсана каменными шлифованными тёслами и выровнена шлифовкой, орнамент выполнен шлифованными стамесками с узкими лезвиями.


Тулово скульптуры покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны личины (лица). На рисунке Толмачёва таких личин пять: три на лицевой стороне и две – на оборотной. В августе 2003 г. на оборотной стороне тулова была выявлена ещё одна личина, не отмеченная Толмачёвым. В отличие от остальных личин, носы которых прямоугольные, для моделировки носа этой личины был использован сучок, в результате чего нос оказался короче, чем у других личин, конической формы и более выступающий, что придает личине определённое сходство с мордой зверя. В 2014 г. на оборотной плоскости были открыта ещё одна личина. Каждая личина венчает отдельную фигуру. Сейчас на идоле, вместе с изображениями утраченной части, насчитывается восемь персонажей. Верхняя фигура с объёмной скульптурной головой, три плоских изображения на лицевой стороне и четыре – на оборотной. Все персонажи Большого Шигирского идола индивидуальны. Часть из них выполнена в «скелетном» или «рентгеновском» стиле. Есть мнение, что отдельные фигуры на идоле олицетворяют водную и небесную стихии, женское и мужское начало, мир растений и мир животных. Они могли быть первопредками-тотемами духами-покровителями, которыми часто выступали животные, птицы, растения, и т.д. Образы духов зверей и птиц, фантастических существ, сочетающих в себе черты человека и животного, были органично вплетены в картину мира древнего человека.


Большой Шигирский идол – свидетельство сложного духовного мира древних уральцев. Изображения скульптуры, вероятно, представляют собой зашифрованные мифологемы. Если здесь запечатлены мифы о происхождении людей и окружающего мира, то вертикальное расположение образов может отражать последовательность событий. Кроме того вертикальная постановка фигур может говорить об определённой иерархии (соподчиненности) представленных образов. Размещение изображений на передней и задней плоскостях тулова, возможно, указывает на их принадлежность к разным мирам.


Узкие боковые стороны скульптуры покрыты геометрическим орнаментом, состоящим из простых элементов: вертикальные волнистые линии и зигзаги, поперечные и наклонные линии. Этот орнамент, бесспорно, имел определённое смысловое значение. Трудность его интерпретации состоит в многоплановости символики простых знаков, различные комбинации которых обретали ещё более сложный смысл. Этнографические материалы показывают лишь некоторые возможные подходы к объяснению смысла изображений идола, но не раскрывают его полностью. Определение возраста скульптуры показало, что уже более 11 тыс. лет назад у охотников-собирателей Северной Евразии сформировалась сложная система мифологических представлений, нашедшая отображение в целой серии фантастических персонажей.


Близкие аналогии Большому Шигирскому идолу до настоящего времени не найдены. На сегодняшний день он является самой крупной и древнейшей монументальной деревянной культовой скульптурой в мире, выдающимся ключевым артефактом для понимания сложного духовного мира населения каменного века лесной зоны Евразии.


Светлана Савченко

главный научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея 

Другие новости