На главную - Новости - Историк Игорь Побережников о торфяниковых памятниках
Поделиться:
30.11.2022
30.11.2022

Историк Игорь Побережников о торфяниковых памятниках

На вопросы ответил директор Института истории и археологии УрО РАН, член-корреспондент РАН Игорь Побережников.

— Игорь Васильевич, что из себя сегодня представляет Институт истории и археологии Уральского отделения РАН? Сколько в нем работает сотрудников? Какие существуют подразделения?

— Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук (ИИиА УрО РАН) — один из ведущих академических центров гуманитарного профиля в России, институт первой категории. Был создан в 1988 г. Первый директор — академик Алексеев В. В., основатель уральской ведущей научной школы историков.

Предметом деятельности Института является проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области истории, археологии, этнологии и литературоведения.

Результаты исследований Института регулярно включаются в перечень наиболее важных научных достижений РАН, публикуются в престижных научных журналах и обобщаются в монографиях. К настоящему времени издано более 600 монографий и сборников научных статей и материалов конференций, в том числе в издательствах Оксфордского и Кембриджского университетов, научных центрах Франции, Германии, Бельгии, США.

При Институте имеются аспирантура и докторантура, а также Диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. Визитной карточкой Института стал журнал «Уральский исторический вестник», который выходит с 1994 г. Журнал включен в перечень ВАК и с 2016 г. индексируется международной базой научного цитирования SCOPUS.

В Институте работает порядка 115 человек, из них 90 человек — научные сотрудники. В число наших научных подразделений входят девять исследовательских центров, лаборатория междисциплинарных гуманитарных исследований, группа охранных археологических исследований и собственный научный архив.

— Какие из археологических проектов, реализуемых на территории Свердловской области и Большого Урала, вы считаете наиболее интересными, в том числе с точки зрения лучшего понимания истории нашего региона?

— Естественно, каждый уральский регион имеет свои специфические природно-климатические особенности и отличается своеобразием в плане представленных археологических памятников. В Оренбургской области «визитными карточками», наиболее яркими и впечатляющими археологическими комплексами являются Каргалинский медный рудник — основное место добычи медной руды в бронзовом веке на Урале, погребальные комплексы — «царские» (или «элитные», «княжеские») курганы раннего железного века (у села Филипповка и другие), в которых найдено огромное количество древних украшений и предметов, в том числе из драгоценных металлов.

В Башкирии и Челябинской области также известно множество курганов и курганных могильников кочевников, но, безусловно, самыми оригинальными и уникальными для археологии всей России являются подземные полости (пещеры) с красочными рисунками палеолитического возраста, единственные на территории всей России: Капова (Шульган-Таш) пещера в Башкортостане, Игнатиевская — в Челябинской области.

Очень хорошо известен и Аркаимский комплекс бронзового века, который можно привести в пример еще и как образец археологического объекта, хорошо подготовленного и активно востребованного в туристической деятельности.

На территории Тюменской и Курганской областей исследовано несколько первоклассных поселений неолитического времени (Ташково, Боборыкино и др.), давших название уральским и западносибирским культурам и типам памятников этого периода.

Наконец, на самом севере урало-западносибирского региона, под Салехардом, не так давно найдены погребальные комплексы бронзового века и раннего Средневековья, которые благодаря вечной мерзлоте также имеют отличную сохранность артефактов из органики.

Что касается Свердловской области, то на ее территории в настоящий момент известно 275 археологических памятников, состоящих под госохраной; выявленных памятников — около 1 тыс. 452. Это стоянки, поселения, городища, наскальные рисунки, места древних металлургических производств, святилища и могильники разных археологических эпох — от эпохи палеолита до Нового времени.

— А есть ли у Свердловской области свои уникальные археологические «визитные карточки»?

— Если говорить об объектах археологического наследия, которые имеют общероссийское значение и мировую известность, то можно выделить торфяниковые памятники, в которых благодаря консервирующим свойствам торфа и сапропеля сохраняются на протяжении тысячелетий древние артефакты, сделанные из органических материалов, в том числе знаменитый Шигирский идол — самая большая и самая древняя деревянная антропоморфная скульптура в мире.

Кроме того, известны древние наскальные рисунки на прибрежных скалах рек Тагил, Реж, Нейва, Исеть; загадочные «богатые бугры» (Кокшаровский, Усть-Вагильский) и другие так называемые «холмы» — культовые памятники, которые содержат бесценные свидетельства древних религиозных обрядов, проводимых уральскими охотниками, рыболовами и собирателями в эпохи неолита — железного века; пещерные святилища (Камень Дыроватый на реке Чусовой, Шайтанские пещеры на реках Лобве и Ивделе), святилища на вершинах гор и каменных палатках (Петрогром, Шарташские каменные палатки), места древних металлургических и металлообрабатывающих производств (гора Думная, Большегорское городище, Чертово городище) металлоносных культур железного века.

— Как вы оцениваете потенциал артефактов Шигирского торфяника, в первую очередь Большого Шигирского идола, в том числе для популяризации исторической науки на Урале?

— Так называемый Шигирский идол, обнаруженный на Шигирском торфянике около Кировграда, несомненно, является выдающимся артефактом. Это самая большая (первоначальная высота — 5,3 м) и самая древняя деревянная антропоморфная скульптура в мире. На его тулове вырезаны схематичные антропоморфные изображения и геометрический декор.

Скульптура известна уже более 100 лет, не раз исследовалась, в том числе и с применением самых современных методов, но до сих пор вокруг нее есть немало вопросов. Так, до сих пор под вопросом остается даже датировка скульптуры. Сейчас мы имеем целый набор новых дат, диапазон которых варьируется от конца плейстоцена, около 10 500 калиброванных лет до н. э., до позднего мезолита — раннего неолита, около 6 000 лет до н. э.

До сих пор дискуссионным остается и функционал статуи: мы не знаем точно, для чего она была создана и как использовалась в культуре древних. Была ли она культовым объектом, использовалась для религиозных или ритуальных целей, или ее задача была более прагматичной — например, выступать ориентиром для охотников. Мы этого пока не знаем наверняка.

Огромный пласт вопросов касается исследования и интерпретации семантики, то есть значения орнаментов и изображений на скульптуре. Это значит, что все эти вопросы нуждаются в будущем в углубленной проработке.

— Реализуются ли сегодня новые проекты по изучению торфяниковых памятников?


— Археологические экспедиции проходят ежегодно. Сегодня мо прорабатываем проект создания при Институте истории и археологии впервые в России междисциплинарной молодежной лаборатории по комплексному исследованию торфяниковых памятников.

Лаборатория могла бы сосредоточиться на исследовании той самой «визитной карточки» нашей археологии — уникальных уральских торфяников; реконструкции палеоклимата, образа жизни и мировосприятия древнейшего населения Евразии; проведении дендрохронологических, технико-трасологических анализов; датировании методом ускорительной масс-спектроскопии (AMS); создании 3D-моделей уникальных изделий торфяниковых памятников, в том числе Большого Шигирского идола.

Эти исследования могут быть мощным средством популяризации культурно-археологического наследия Свердловской области, обеспечивая презентацию археологических материалов в контексте современных ценностей, концепций и информационных технологий.

Предложение о создании такой лаборатории мы уже подали в Российскую академию наук, надеемся на положительное решение вопроса.


Ссылка: https://urbc.ru/1068116019-igor-poberezhnikov-issledovaniya-torfyanikovyh-pamyatnikov-mogut-byt-moschnym-sredstvom-populyarizacii-naslediya-srednego-urala.html

Другие новости